Выбор профессии
Для многих людей главная сложность выбора профессии состоит в том, что его приходится делать «вслепую», не зная по собственному опыту, что собой представляет та или иная профессия. По сути дела, это покупка «кота в мешке». А происходит это вот почему.
Сначала делается выбор, на кого учиться, тратится на обучение от четырех до шести лет своей жизни и десятки тысяч рублей. Затем человек пробует себя в конкретной работе и только после этого приходит понимание, насколько она нравится (это в лучшем случае) и как хорошо получается с ней справляться.
Что же делать? Ответ достаточно прост — для воплощения своей мечты нужно не просто мечтать, нужно действовать. И эти действия следующие.
Действие первое
Необходимо собрать как можно больше информации о профессиях и их разнообразии. Мы не просто так говорим об этом. Если попросить, не то что выпускника школы, а любого взрослого, казалось бы, умудренного житейским опытом человека перечислить все известные ему профессии — ответ будет короток, в пределах десяти—двадцати профессий. А на самом деле? Сотни! Так как же выбирать, если не знать, из чего?
По данным статистики рейтинг наиболее престижных профессий, составленный на основе заявлений абитуриентов на обучение в 2011 г., выглядит следующим образом:
- 1 место — юрист (20%)
- 2 место — врач и экономист (по 14%)
- 3 место — государственный служащий (11%)
- 4 место — программист (6%),
- 5 место — рабочие специальности (5%)
- 6 место — учитель, художник-дизайнер, артист (4%)
Ниже в рейтинге расположились профессии бухгалтера, военнослужащего, инженера, менеджера, строителя, нефтяника (по 3%). Наименее престижно, по данным этого рейтинга, быть научным работником, работником сферы сельского хозяйства, спортсменом, переводчиком, психологом (по 1%).
Действие второе
Нужно ориентироваться не столько на имидж профессии (хотя это тоже очень важно), сколько на содержание конкретной работы, т.е. чем предстоит заниматься в рабочее время. Профессия может или понравиться, или нет только тогда, когда будет четкое представление типичного рабочего дня ее представителя. Важно не то, как называется профессия, а то, чем конкретно предстоит заниматься.
Государственные и муниципальные служащие трудятся в федеральных и региональных органах власти. Чем же занимаются люди этой профессии? Попробуем вкратце описать их типичный рабочий день:
- ознакомление с поступившей информацией: письмами, инструкциями, новостями, текущим состоянием дел, проектами решений, изменениями в законодательстве;
- рассмотрение различных предложений и проектов в той области, за которую отвечает тот или иной служащий;
- координация и контроль хода реализации принятых решений и проектов;
- прием посетителей, рассмотрение их вопросов, просьб, претензий, жалоб;
- участие в различных мероприятиях: заседаниях, совещаниях и т. п.
Государственные и муниципальные служащие не придумывают новые законы, а лишь выполняют принятые, обеспечивают оптимальное управление различными сферами жизни в рамках этих законов. Именно поэтому нелепо выглядят адресованные им претензии по поводу несовершенства тех или иных законов, правил, инструкций. Если, например, чиновник службы пенсионного обеспечения отказывает обратившейся к нему старушке в прибавке к пенсии, то он это делает не потому, что «бюрократ и хапуга», а потому, что нет законных оснований назначить прибавку именно этой пенсионерке.
Действие третье
Необходимо определиться со своими способностями. Да, у всех людей разные способности, этого не нужно стесняться, это нужно понимать и принимать. Об этом нужно прямо и открыто говорить. Не нужно льстить себе! Жалкое зрелище представляет переоценивший себя «профессионал». Однако нельзя забывать, что способности можно развивать, но это может сделать только сам человек, и никто другой за него это не сделает.
Мы попробуем определить способности, важные для чиновника. Но поставим вопрос несколько конкретнее: какими компетенциями должен обладать государственный или муниципальный служащий? Можно выделить несколько больших компетентностных групп.
Социальная компетентность — способность брать на себя ответственность в принятии профессиональных решений вне зависимости от социального статуса человека, его религиозной или расовой принадлежности.
Коммуникативная компетентность — система навыков, которая позволяет строить эффективное общение в рамках своей профессии. Рассмотрим эту компетенцию несколько подробнее, потому что коммуникации для служащих играют очень важную роль. Как показывает практика, до 80 % их времени тратится на общение. Коммуникативная компетенция для государственных и муниципальных служащих — это:
- владение технологиями общения (в том числе и компьютерного);
- соблюдение правил профессионального поведения;
- умение использовать в работе методы эффективного воздействия на разных людей;
- умение адекватно реагировать на нестандартные психо—эмоциональные ситуации;
- умение находить оптимальные формы общения с разными группами людей;
- умение правильно ориентироваться в различных ситуациях;
- умение адекватно определять личностные особенности собеседника.
Специальная компетентность — уровень владения профессией. Специалисты этой профессии должны иметь основательную юридическую подготовку и прекрасно знать действующее законодательство, ориентироваться в экономике, социологии и политологии, конфликтологии. Специальная компетентность — это:
- умение быстро вникнуть в суть вопроса;
- умение всесторонне проанализировать ситуацию;
- умение выделить ключевую проблему;
- умение найти конструктивное решение проблемы, руководствуясь действующим законодательством.
Личностная компетентность — система личностных качеств, которыми должен обладать представитель профессии государственного и муниципального служащего:
- внешняя привлекательность;
- уверенность в себе и принимаемых решениях;
- целеустремленность;
- терпеливость;
- тактичность;
- гибкость;
- наличие развитой интуиции;
- способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Действие четвертое
Необходимо учесть факт возможного заработка. Даст ли будущая профессия возможность достойно зарабатывать? Кто и сколько будет за нее платить, от чего это зависит — от самой профессии, места работы, должности, уровня профессионализма, отношений с начальством или от каких—либо других причин?
Профессия чиновника относится к числу средне распространенных, соответствующие вакансии на рынке труда имеются, однако главный механизм поиска претендентов — по рекомендации коллег. Оклад большинства служащих не превышает примерно полутора уровней от средних доходов работников, занятых в промышленности. Кроме того, государственные служащие зачастую пользуются рядом предусмотренных законом социальных льгот: медицинским обслуживанием, оплачиваемым по льготной цене отдыхом, служебным транспортом, а также имеют повышенную пенсию. Текучесть кадров невысокая, и чаще всего те, кто однажды попал в эту сферу, так и остаются в ней вплоть до достижения пенсионного возраста.
Самое главное
Нельзя сделать все вышеперечисленное «завтра», потому что это все нужно было сделать «вчера»! Планы нужно реализовывать!